О книге
М.П. Грязнов Памятники майэмирского этапа эпохи ранних кочевников на Алтае. // КСИИМК. 1947. Вып. XVIII. С. 9-17.
До недавних лет все памятники эпохи ранних кочевников на Алтае относились обычно ко времени, близкому к началу нашей эры. Только после раскопок Пазырыкского погребения (1929 г.) стали чаще говорить о памятниках скифского времени на Алтае, но это не было общим мнением. Некоторые зарубежные археологи, сравнивая пазырыкские находки с ноин-улинскими в Монголии, датировали и те, и другие одним временем, т.е. временем около начала н.э.
Между тем, среди теперь уже многочисленных памятников эпохи ранних кочевников на Алтае, в большей своей части относящихся действительно ко времени около начала н.э., есть и более ранние, и количество их таково, что можно, хотя бы в основных чертах, наметить картину развития культуры ранних кочевников на протяжении около девяти веков.
Погребения ранних кочевников Алтая резко отличаются как от предшествующих — карасукских, так и от более поздних — тюркских по особенностям погребального обряда и сопровождающих вещей, мало изменившихся в течение почти тысячи лет. Это и было причиной того, что долгое время не удавалось разделить могильные памятники на хронологические группы. Но хронологическое разделение их всё же возможно. В 1939 г. мною было предложено разделение их на три группы — майэмирскую, пазырыкскую и шибинскую, — изложенное в популярной форме без достаточной аргументации. Вопрос этот требует более детального рассмотрения.