О книге
Ермоленко Л. Н. Два средневековых изваяния смешанной иконографии из музеев Казахстана // Археолого-этнографический сборник. – Кемерово, 2003. – С. 125–134.
Начиная с Я.А. Шера, исследователи констатируют существование в среднеазиатско-казахстанской средневековой кочевнической скульптуре разных иконографических или изобразительных традиций. В известной работе Я.А. Шера (1966) изобразительным традициям соответствуют два самостоятельных иконографических типа изваяний: I – изваяния с сосудом в одной руке и погрудные (изображение человеческой головы или лица вверху каменного столба), II - изваяния с сосудом в обеих руках. То есть основным критерием разделения традиций является каноническая поза, а, кроме того, прием стилизации бровей. Хотя вторая иконографическая традиция имеет более древние истоки, она переживает первую и продолжается в восточноевропейской кочевнической скульптуре (Шер, 1966, с. 44, рис. 15).
A.A. Чариков вместо независимого развития иконографических типов предполагает эволюцию. Он выделяет три последовательно существовавших типа изваяний и дает им условные названия, именуя тип изваяний с сосудом в одной руке «древнетюркским», в обеих «половецким», а тип погрудных фигур - «стеловидным» (1979; 1986). Что касается среднеазиатско-казахстанских изваяний «половецкого» типа, то другие авторы говорят о них как о восточнокыпчакских или кыпчакских и связывают их с, так называемыми, кыпчакскими святилищами (Федоров- Давыдов, 1966, с. 189; Ермоленко, Гецова, Курманкулов, 1985; Новгородова, 1989).